«Мемориальные» коллекции

Мемориальные коллекции целенаправленно начали формироваться в фондах музея истории города Ярославля практически с первых месяцев его существования. Желание показать историю города через призму судеб живших в нем людей подвигло сотрудников музея начать поисковую деятельность, нацеленную на сбор как можно большего количества информации об интересных личностях, чья жизнь так или иначе была связана с Ярославлем. Главной задачей музейщики видели привлечение в фонды материалов о людях, известных не только в масштабах города, но и всей страны, прославивших Ярославль своими делами и оставивших уникальный след в его истории. В результате были направлены обращения к членам семей, наследникам и родственникам знаменитых ярославцев с просьбой предоставить музею сохранившиеся личные вещи и документы, началась активная работа с местными коллекционерами. В итоге музею удалось сделать ряд ценных приобретений, обогативших его формирующееся собрание. Часть предметов из мемориальных коллекций нашла свое место на постоянных экспозициях - «Десять веков истории Ярославля» и «Из истории ярославской медицины», другие были размещены в специальном тематическом зале – «Зале знаменитых земляков».

Одно из таких ценных приобретений имело место в 1999 г. Тогда в фонды поступили личные вещи и документы Николая Васильевича Перцева (1902-1981), знаменитого художника, реставратора, искусствоведа. Они были переданы в музей его вдовой - доктором искусствоведения, сотрудником Государственного Русского музея И. Я. Богуславской. Часть дара составляют семейные фотографии, на которых запечатлены Н. В. Перцев и его близкие родственники, в том числе отец - Василий Александрович, который был известным в Ярославле краеведом, собирателем картин и старого фарфора, а также музейным работником. Н. В. Перцев был участником Великой Отечественной войны, и его медали также хранятся в фондах музея. После войны в 1950-1953 гг. он трудится в ярославских реставрационных мастерских. В коллекции имеется несколько фотографий этого времени. На них Н. В. Перцев запечатлен за работой во время реставрации икон и фресок в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, в Толгском и Спасо-Преображенском монастырях.

Н. В. Перцев был не только реставратором, но и художником в собственном смысле слова: всю жизнь он занимался живописью, участвовал в художественных выставках. Сегодня многие произведения мастера хранятся в музеях, но самым обширным и разновременным собранием обладает Ярославский художественный музей. Музею истории города Ярославля И. Я. Богуславская подарила четыре живописных работы Н. В. Перцева, выполненные в начале 1960-х гг., а также его маленький этюдник с кисточками, красками и инструментами.

Не менее ценной является мемориальная коллекция еще одного ярославского художника – Спартака Александровича Глушкова (1925-1994). Множество личных вещей и документов передала в музей его вдова О. С. Глушкова, верная хранительница памяти и творческого наследия мастера. Работы С.А. Глушкова представлены в постоянной экспозиции и регулярно экспонируются на временных выставках живописи и графики из фондов музея.

Фотографии из семейного архива – оригиналы и более поздние копии, переданные О. С. Глушковой в фонды, сохранили облики близких родственников Спартака Александровича, например, его деда Николая Маляева, полного Георгиевского кавалера, участника I мировой войны, пропавшего без вести. Много среди фотографий портретов самого С. А. Глушкова: в детстве, молодости, в зрелом возрасте, одиночные, с женой, с друзьями-художниками. Нередко на снимках художник изображен в своей мастерской, за работой над гравюрами и живописными картинами, в окружении разнообразных инструментов и приспособлений, зачастую изготовленных собственными руками мастера. Многие из этих вещей были переданы в музей О. С. Глушковой: рабочий стол и мольберт, покрытые пятнами краски, линейки, карандаши, перьевые ручки, набор фломастеров, несколько этюдников с кистями, красками, мастихинами, а также инструменты гравера – штихели, резцы – и части граверного станка, с помощью которого Спартак Александрович создавал свои шедевры. Интерес представляют и вещи повседневного обихода, постоянно окружавшие художника: многочисленные курительные трубки и деревянная шкатулка для них, самодельные резные мундштуки, отлитая из серебристого металла пепельница с инициалами «С. Г.» на дне, коробочки из-под курительного табака, перочинные ножи, зажигалки, фотоаппарат, радиоприемники, очки, охотничий нож, берет. Есть в коллекции и не совсем обычные предметы, например, трость-сидение, сделанная Спартаком Александровичем, и им же изготовленные куклы-марионетки, одна из которых изображает друга семьи Глушковых – ярославского журналиста Юрия Черняка. Наконец, огромный, более метра высотой, штихель – шуточный подарок от друзей С. А. Глушкову на пятидесятилетний юбилей.

Огромную ценность представляют и сами произведения художника: в музее собрано более двадцати живописных и около сотни графических работ С. А. Глушкова, выполненных им в разной технике и в разное время. Вместе с эстампами в музее хранятся и десять печатных форм (клише) для изготовления гравюр: девять из них представляют собой экслибрисы, а одна – знаменитую графическую работу «Знаменская башня в Ярославле».

В целом мемориальная коллекция С. А. Глушкова, созданная в музее истории г. Ярославля, по количеству и разнообразию входящих в нее материалов, пожалуй, превосходит собрания иных музеев, посвященные этому знаменитому ярославскому художнику.

Немало талантов из мира музыки связало свои судьбы с Ярославлем. Например, в фондах музея имеется несколько личных вещей Леонида Витальевича Собинова (1872-1934), всемирно известного оперного певца. В их числе перчатки от сценического костюма Фра-Диаволо, персонажа одноименной оперы французского композитора Даниэля Обера, удостоверяющий личность документ, выданный Л. В. Собинову во время его пребывания в Германии в 1934 г., открытка с его автографом, визитная карточка. Все эти вещи были переданы в музей в 1999 г. С. Л. Собиновой, дочерью певца. Коллекцию дополняет собрание фотооткрыток (около 300 единиц) с портретами Л.В. Собинова в жизни и оперных ролях, приобретенное музеем у ярославских коллекционеров В. А. Лепешкина и Г. К. Демидова.

В 1944 г. был основан Ярославский симфонический оркестр – в последствии один из ведущих музыкальных коллективов России, за дирижерским пультом которого в разное время стояли выдающиеся музыканты. Одним из них был Юрий Михайлович Аронович (1932—2002), возглавлявший оркестр в 1956-1964 гг. Музеем собрана довольно большая коллекция личных вещей, документов и фотографий этого известного на весь мир дирижера. Некоторые из них относятся ко времени пребывания Ароновича в Ярославле, но большая часть датируется 1970–2000 гг., когда после эмиграции в Израиль в 1972 г. Юрий Михайлович не только активно выступал в качестве приглашённого дирижёра с ведущими оркестрами Европы, США и Японии, но и сам возглавлял некоторые из них: кёльнский Гюрцених-оркестр в 1975—1986 гг. и Королевский симфонический оркестр Стокгольмской филармонии в 1982—1987 гг. Все эти материалы были переданы в музей вдовой Юрия Михайловича Тами Аронович.

В коллекцию входят концертные фрачные костюмы, один из которых был сшит в самом престижном салоне Кёльна, и Ю. М. Аронович дирижировал в нем по всей Европе. Интерес представляют оригинальные галстуки, один из которых имеет рисунок в виде нот, а другой украшен ручной росписью. Дополняют собрание запонки, очки, две курительные трубки из личной коллекции Ю. М. Ароновича, а также его партитуры и дирижерская палочка.

Наряду с фотографиями, афишами в фондах музея имеются пластинки и компакт-диски с записями выступлений ведущих европейских оркестров под управлением Ю. М. Ароновича: Лондонского, Венского, кёльнского Гюрцених-оркестра и симфонического оркестра Штутгартского радио.

В числе знаменитых ярославцев, связавших свою жизнь с миром кино и театра, нужно назвать драматурга Виктора Розова, театрального режиссера Юрия Любимова, актера Николая Кузьмина, кинорежиссера Вадима Дербенева. Среди крупных ученых тоже известны имена ярославцев: доктора психологических наук, профессора, исследователя, деятельного организатора науки В. Н. Дружинина, основоположника Института молекулярной биохимии АН СССР В. А. Энгельгардта, виднейшего конструктора минометного оружия и ракетной техники Б. И. Шавырина. В музее истории города Ярославля собраны материалы, посвященные творчеству этих крупных и известных деятелей науки и культуры.

Интерес представляет несколько подлинных документов, связанных с личностями, родившимися не в Ярославле, но оставившими след в его истории. Например, в фондах музея имеется несколько фотопортретов архитектора Г. В. Саренко (на одном из них, например, он запечатлен с женой в день венчания) и изображений зданий, выполненных по его проектам. Интерес представляют и фотографии членов и друзей семьи знаменитого белорусского поэта Максима Богдановича, чья жизнь и творчество тесно были связаны с Ярославлем.

На экспозициях можно увидеть фотопортреты почетных граждан города Ярославля, а также общественных и политических деятелей разных лет, например, председателя исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов (1985—1990) В. Ф. Горулёва, а также первого мэра Ярославля В. В. Волончунаса, о котором в музее собрано немало печатных и изобразительных материалов. Некоторые представители городской власти лично передавали свои личные вещи и документы в фонды музея. В их числе первый секретарь Ярославского обкома КПСС (1961—1986) Ф. И. Лощенков, председатель исполкома Ярославского городского Совета депутатов трудящихся (1957—1970) Ю. Д. Кириллов, первый секретарь Ярославского горкома КПСС (1959-1963 гг.), председатель Ярославского областного комитета народного контроля (1963-1974 гг.) М. Е. Бородин.